Гуд бай, авто, гуд бай! Автохлам проводят в последний путь
Программа утилизации старых автомобилей может стартовать в Казахстане уже в этом году. Моральная компенсация за утиль, по прогнозам экспертов, составит около 200 тысяч тенге.
Программу утилизации старых авто начали активно обсуждать в стране в конце прошлого года. Вариантов ее реализации два: направлять средства от уплаты утилизационного сбора напрямую в казну или создать частного регулятора, который станет взимать средства и утилизировать автомобили. Какой из них выбрать, депутаты еще не решили: при одобрении первого проекта Казахстан пойдет по пути России, во втором случае потребуется перенимать опыт европейских стран. С учетом планов по вступлению нашей страны в ВТО уже в этом году предпочтение отдается последнему.
Страна старых машин
Как бы то ни было, но вопрос запуска программы в республике стоит остро. Как сообщил «Свободе Слова» президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев, у отечественного автопарка очень высокий уровень износа - из 3,6 миллиона находящихся в стране авто порядка 80% старше 10 лет. Средний возраст автопарка - 13,5 года, но в некоторых регионах показатель доходит и до 19 лет. Через три года автомобилей старше 20 лет в Казахстане будет более двух миллионов, если точнее - 2 234 000, отмечает глава АКАБ.
- В СНГ это один из самых печальных показателей, - констатирует Лаврентьев. -Данный факт негативно сказывается как на экологической ситуации, так и на безопасности дорожного движения в стране. Например, в Европе возраст автомобилей в среднем составляет 7-8 лет. Решение задачи потребует построения в Казахстане новой отрасли - рециклинга и утилизации отходов.
Ответственность за утилизацию авто за рубежом чаще всего несет владелец. Он уплачивает соответствующий сбор либо при покупке машины, либо при сдаче ее в пункт утилизации. В Казахстане этот порядок пока не регламентирован, но многие автовладельцы уже обеспокоены мерами, которые может применить государство с целью обновления автопарка. Андрей Лаврентьев успокаивает водителей: «Утилизация - дело добровольное. В некоторых странах собственник автомобиля может обратиться к специализированному предприятию, если его транспортное средство не прошло плановый техосмотр.
Немаловажным мотивом для сдачи своего авто в утиль за рубежом часто служит и размер налога - по мере старения автомобиля его ставка растет, поясняет «Свободе Слова» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. «На постсоветском пространстве и, в частности, в Казахстане жизненный цикл автомобиля не носит завершенной формы. Провожать автомобиль в последний путь у нас некому - автомобильные «трупы» разбирают в автомастерских, ненужные детали просто выбрасывают. При этом свинец, соляная кислота и другие ядовитые компоненты остаются не обезвреженными», - подчеркивает он.
Преобразование авто в отходы
Пока непонятно, по каким технологиям будут проводить утилизацию авто в Казахстане, но, в принципе, сложностей возникнуть не должно. Классическая схема довольно проста: автовладельцы передают свои устаревшие автомобили в специализированные частные компании, получая взамен сертификаты об их утилизации, рассказывает Олег Алферов. «Затем машины уходят в демонтажные цеха, где из них удаляют эксплуатационные жидкости, другие экологически опасные компоненты и комплектующие, которые можно продать или переработать, - продолжает он. - После этого остатки автомобилей пакетируют для уменьшения объемов при транспортировке и отправляют на шредерный завод, где измельчают, очищают и сортируют по группам материалов. Материалы разделяют на черный и цветные металлы, легкие фракции - полимеры, органика, обивка, стекло - и отправляют на специализированные перерабатывающие предприятия».
Чтобы выстроить этот механизм, по словам Алферова, необходимо разработать схему размещения утилизационных предприятий, полигонов для захоронения отходов и других объектов. «Параллельно должна быть разработана законодательная база, четко регламентирующая работу всех звеньев авторециклинга: производителей, продавцов и владельцев автомобилей, предприятий по сбору, демонтажу, утилизации, - считает он. - Необходимо проработать процедуру снятия отслужившего автомобиля с регистрации, механизмы взимания сборов, системы оплаты работ в инфраструктуре авторециклинга. Одним словом, уполномоченным ведомствам предстоит многолетняя работа».
Сколько понадобится непосредственно предприятий для утилизации - пока вопрос открытый, но, основываясь на мнениях экспертов, можно предположить, что заводов должно быть не менее 10, отмечает Андрей Лаврентьев. А вот директор консалтинговой компании Qncepto уверен: при сегодняшних объемах - до 200 тысяч автомобилей в год, с нагрузкой может справиться и один завод по измельчению металлического лома.
- Внедрение утилизации автомобилей неминуемо повлечет развитие индустрии переработки отходов целиком, - резюмирует Алферов. - Доходы этой отрасли за рубежом исчисляются десятками миллиардов долларов. При выверенном подходе государства к развитию утилизации инвестиции в эту сферу не заставят себя ждать.
Цена вопроса
Напомним, в России в рамках программы утилизации авто за каждый сданный старый автомобиль выдавался сертификат на покупку новой машины на сумму 50 тыс. рублей (около 1400 долларов по нынешнему курсу или 1700 долларов по старому, до девальвации тенге). Мы спросили у наших экспертов, какая сумма должна выдаваться в Казахстане для покупки нового авто, в том числе казахстанского производства?
С учетом рыночной стоимости старого автопарка - примерно 1500-1700 долларов, считает Андрей Лаврентьев, при этом добавляет, что подобная мера носит стимулирующий характер и не во всех странах является постоянной.
- В Европе компенсация колеблется в диапазоне от 1000 до 6500 евро в зависимости от уровня токсичности выбросов автомобиля, - отмечает Олег Алферов. -Думаю, что, определяя размер премии, следует прежде всего опираться на среднюю стоимость автомобиля и уровень доходов в Казахстане. Сумма должна в достаточной мере мотивировать автовладельца к смене транспорта. В этом смысле цифра должна быть близка к российской.
К слову, в минувшем году в Казахстане было продано больше новых автомобилей, чем в Чехии, Финляндии или Португалии. По оценкам специалистов, в 2014-м прирост рынка не превысит 40% - по итогам года будет продано порядка 214-220 тысяч автомобилей. При этом более половины авто в прошлом году были приобретены в кредит. Некоторые эксперты выказывают опасения: через несколько лет клиенту может оказаться выгоднее вернуть залоговое авто банку, чем дальше погашать заем. Однако Олег Алферов не считает, что ситуацию можно считать столь драматичной. «Существует статистика удешевления новых автомобилей, - продолжает он. - Скажем, Lada за три года теряет 15% цены, UZ-Daewoo - 25%, Hyundai - 36%. Я намеренно привожу в пример наиболее продаваемые в Казахстане марки: на них приходится ровно половина казахстанских продаж. Даже если вы приобрели автомобиль без первоначального взноса и под 15%, вы в плюсе». «К тому же кредит - это возможность уже сегодня эксплуатировать новый автомобиль, - говорит Андрей Лаврентьев.
- Если мы обратимся к статистике, то окажется, что 70% всех займов являются успешными, 20% - рискованными и только 10%-проблемными».
НОВЫЙ «КОНЬ» ЛУЧШЕ СТАРЫХ ДВУХ
В 2014 ГОДУ КАЗАХСТАНСКИЕ АВТОДИЛЕРЫ НАЧНУТ МЕНЯТЬ СТАРЫЕ АВТО НА НОВЫЕ - НА РЫНКЕ ПОЯВИЛИСЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСЛУГИ TRADE-IN, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ б/у в счет покупки новой МАШИНЫ.
Trade-in уже давно работает по всему миру, в том числе и в России. В Казахстане ее активному распространению мешало законодательство, вынуждающее в этом случае платить 12% НДС дважды. В результате приходилось либо покупателю мириться с потерей части денег, либо автосалону надеяться продать машину по завышенной цене. Что ждет казахстанцев теперь, «Свобода Слова» решила узнать у экспертов.
Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ:
- Услуга trade-in оказывалась автоцентрами и ранее, однако были сложности из-за двойного налогообложения в виде НДС. Участники данной системы вынуждены были платить налог, когда продают автомобиль клиенту в автосалоне, и потом, когда покупают его обратно с целью продажи спустя некоторое время.
Поправки в закон вступили в силу с 1 января текущего года. Теперь НДС взимают с разницы между ценой покупки и ценой реализации авто, что станет отправной точкой для серьезного развития официального вторичного рынка. Нововведение непременно должно простимулировать к внедрению и использованию данной программы всех участников рынка.
Программа trade-in представляет собой инструмент для цивилизованной продажи автомобилей, сокращая возможности для обмана со стороны недобросовестных продавцов и покупателей. Потребителям предоставляется право достаточно быстро оставить имеющийся автомобиль и приобрести новый у официального дилера - основным взносом будет являться оценочная стоимость проданной б/у машины.
Конечно, не стоит ожидать, что все массово начнут пользоваться данной программой. Если официальные дилеры заинтересованы в развитии этой услуги, они должны привлекать потенциальных клиентов. Скорее всего, в первую очередь «трейд-ин» будет развиваться в крупных городах: Алматы, Астане, а регионы подключатся постепенно.
Это дополнительный инструмент для клиентов, желающих приобрести новый автомобиль. Любой желающий может прийти в автоцентр, где оказывают услугу trade-in, и предоставить свой автомобиль в качестве основного взноса за новый, выбранный из ассортимента автосалона. Б/у авто будут оценивать специалисты исходя из его технического состояния и спроса на рынке. Возможно обговорить и индивидуальные условия между дилером и продавцом. Клиенту будет озвучена стоимость заданный автомобиль, после чего он сможет принять окончательное решение. Если клиента все устраивает, далее следует юридическое оформление отношений -заключение договоров. Затем покупатель вносит оставшуюся сумму за новый автомобиль, если это необходимо, и становится собственником машины из автоцентра. Каждый автодилер ставит свои условия программы trade-in. Какие автомобили принимать, а какие нет, решает автодилер. Клиент может самостоятельно выбирать салон с выгодными для него условиями.
Генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь ПОТАПОВ:
- Поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют развивать «трейд-ин», только вступили в силу. С 2014 года при выкупе автомобиля у автовладельца НДС будет взиматься только с разницы между стоимостью покупки и реализации авто. Раньше налог взимался дважды с полной стоимости, а потому вопрос покупки и продажи автомобиля с пробегом решался, да и пока еще решается на автобарахолках.
Сегодня вторичный рынок автомобилей по объему сделок более чем в три раза превышает рынок новых авто. Это один из крупнейших секторов внутренней торговли. Теперь этот сегмент будет выведен из тени. Будут созданы новые рабочие места, связанные с цивилизованной куплей-продажей автомобилей с пробегом. В казну государства начнут поступать сборы от деятельности по комиссионной реализации авто. И что не менее важно - покупатели получат доступ к действительно удобной услуге.
До половины новых автомобилей во всем мире приобретается через механизм trade-in, и неслучайно. Вы избавляетесь от хлопот по самостоятельной продаже машины и получаете возможность обменять ее на новую в течение одного-двух дней. Снимаются юридические и финансовые риски, с которыми связана продажа авто своими силами. Аналогично и с покупкой поддержанного автомобиля. Приобретая машину с рук, вы не можете быть уверены даже в том, что она не заложена в банке. Обращаясь к дилеру, вы знаете, что даже техническое состояние автомобиля подверглось проверке. Кроме того, упрощается вопрос получения займа на покупку авто. Стоимость подержанного автотранспорта может быть зачтена в качестве первого взноса при покупке нового в кредит.
Наш холдинг уже в ближайшие месяцы предложит клиентам программу «трейд-ин». Сегодня предстоит подготовка регламента, обучение персонала, выделение дополнительных площадок под автомобили и многое другое. В масштабах 25 филиалов это довольно трудоемкая задача. С другой стороны, именно размеры нашей торговой сети обеспечат покупателям наиболее обширные возможности обмена и покупки автомобиля с пробегом - они получат выбор из сотен автомобилей по всей стране. Интересующий автомобиль будет оперативно доставлен покупателю, даже если пока находится в другом городе. Наши логистические возможности позволяют нам предлагать такой сервис. На первом этапе мы протестируем программу trade-in в Алматы и Усть-Каменогорске, но в перспективе она будет внедрена и в других городах.
Директор консалтинговой компании Qncepto Олег АЛФЕРОВ:
- Серьезного развития trade-in до недавнего времени получить не мог по причине несовершенства налогового законодательства. Конечно, существовали юридические схемы, которые помогали избежать уплаты НДС с полной стоимости автомобиля, но они не были удобны - ни клиенту, ни дилеру, ни налоговым органам. Рано или поздно двойное взимание НДС должно было быть отменено. В России это произошло в 2008 году, в Беларуси-в 2011-м.
Само появление услуги trade-in - свидетельство взросления рынка. Чаще всего она привлекает внимание дилеров в момент, когда остывает эйфория от роста продаж новых автомобилей. В Казахстане «трейд-ин» появился в этом смысле с опережением: сбыт новых авто в стране растет рекордными темпами. В прошлом году казахстанцы приобрели 164 тысячи автомобилей. Еще в 2012-м эта цифра была ниже 100 тысяч.
Однако рынок подержанных автомобилей значительно крупнее. На один зарегистрированный новый автомобиль приходится почти четыре б/у. Теперь у автовладельцев появится выбор: по привычке ехать на рынок или сменить автомобиль с помощью дилеров. Это касается и покупки автомобилей с пробегом. Часть клиентов заинтересована в продаже за короткий срок, без рисков столкнуться с криминалом и другими издержками. В особенности если речь идет об автовладельце, который намерен приобрести новый автомобиль.
Однако если стоимость выкупа и продажи, которую предложит дилер, будет слишком оторвана «от земли» и среднерыночной цены, у него просто не останется клиентов. Здесь работают естественные рыночные механизмы.
Большинство автомобилей на нашем рынке (52%, или 86 627) импортировано из сии, на втором Месте Японии (9%, или 14 314), на третьем - Узбекистан (8%, или 13 707). Наибольшей популярностью пользуются компактные автомобили класса В, на их долю приходится почти половина всех продаж (46,2%). Максимальный спрос можно наблюдать на машины стоимостью 10-15 тысяч долларов (около 30% рынка), следом идут автомобили дороже 30 тысяч (19%) и машины стоимостью от 15 до 20 тысяч долларов.
Свобода слова (Алматы), № 6 (450), 20.02.2014
/Асель Керей/
Страна старых машин
Как бы то ни было, но вопрос запуска программы в республике стоит остро. Как сообщил «Свободе Слова» президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев, у отечественного автопарка очень высокий уровень износа - из 3,6 миллиона находящихся в стране авто порядка 80% старше 10 лет. Средний возраст автопарка - 13,5 года, но в некоторых регионах показатель доходит и до 19 лет. Через три года автомобилей старше 20 лет в Казахстане будет более двух миллионов, если точнее - 2 234 000, отмечает глава АКАБ.
- В СНГ это один из самых печальных показателей, - констатирует Лаврентьев. -Данный факт негативно сказывается как на экологической ситуации, так и на безопасности дорожного движения в стране. Например, в Европе возраст автомобилей в среднем составляет 7-8 лет. Решение задачи потребует построения в Казахстане новой отрасли - рециклинга и утилизации отходов.
Ответственность за утилизацию авто за рубежом чаще всего несет владелец. Он уплачивает соответствующий сбор либо при покупке машины, либо при сдаче ее в пункт утилизации. В Казахстане этот порядок пока не регламентирован, но многие автовладельцы уже обеспокоены мерами, которые может применить государство с целью обновления автопарка. Андрей Лаврентьев успокаивает водителей: «Утилизация - дело добровольное. В некоторых странах собственник автомобиля может обратиться к специализированному предприятию, если его транспортное средство не прошло плановый техосмотр.
Немаловажным мотивом для сдачи своего авто в утиль за рубежом часто служит и размер налога - по мере старения автомобиля его ставка растет, поясняет «Свободе Слова» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. «На постсоветском пространстве и, в частности, в Казахстане жизненный цикл автомобиля не носит завершенной формы. Провожать автомобиль в последний путь у нас некому - автомобильные «трупы» разбирают в автомастерских, ненужные детали просто выбрасывают. При этом свинец, соляная кислота и другие ядовитые компоненты остаются не обезвреженными», - подчеркивает он.
Преобразование авто в отходы
Пока непонятно, по каким технологиям будут проводить утилизацию авто в Казахстане, но, в принципе, сложностей возникнуть не должно. Классическая схема довольно проста: автовладельцы передают свои устаревшие автомобили в специализированные частные компании, получая взамен сертификаты об их утилизации, рассказывает Олег Алферов. «Затем машины уходят в демонтажные цеха, где из них удаляют эксплуатационные жидкости, другие экологически опасные компоненты и комплектующие, которые можно продать или переработать, - продолжает он. - После этого остатки автомобилей пакетируют для уменьшения объемов при транспортировке и отправляют на шредерный завод, где измельчают, очищают и сортируют по группам материалов. Материалы разделяют на черный и цветные металлы, легкие фракции - полимеры, органика, обивка, стекло - и отправляют на специализированные перерабатывающие предприятия».
Чтобы выстроить этот механизм, по словам Алферова, необходимо разработать схему размещения утилизационных предприятий, полигонов для захоронения отходов и других объектов. «Параллельно должна быть разработана законодательная база, четко регламентирующая работу всех звеньев авторециклинга: производителей, продавцов и владельцев автомобилей, предприятий по сбору, демонтажу, утилизации, - считает он. - Необходимо проработать процедуру снятия отслужившего автомобиля с регистрации, механизмы взимания сборов, системы оплаты работ в инфраструктуре авторециклинга. Одним словом, уполномоченным ведомствам предстоит многолетняя работа».
Сколько понадобится непосредственно предприятий для утилизации - пока вопрос открытый, но, основываясь на мнениях экспертов, можно предположить, что заводов должно быть не менее 10, отмечает Андрей Лаврентьев. А вот директор консалтинговой компании Qncepto уверен: при сегодняшних объемах - до 200 тысяч автомобилей в год, с нагрузкой может справиться и один завод по измельчению металлического лома.
- Внедрение утилизации автомобилей неминуемо повлечет развитие индустрии переработки отходов целиком, - резюмирует Алферов. - Доходы этой отрасли за рубежом исчисляются десятками миллиардов долларов. При выверенном подходе государства к развитию утилизации инвестиции в эту сферу не заставят себя ждать.
Цена вопроса
Напомним, в России в рамках программы утилизации авто за каждый сданный старый автомобиль выдавался сертификат на покупку новой машины на сумму 50 тыс. рублей (около 1400 долларов по нынешнему курсу или 1700 долларов по старому, до девальвации тенге). Мы спросили у наших экспертов, какая сумма должна выдаваться в Казахстане для покупки нового авто, в том числе казахстанского производства?
С учетом рыночной стоимости старого автопарка - примерно 1500-1700 долларов, считает Андрей Лаврентьев, при этом добавляет, что подобная мера носит стимулирующий характер и не во всех странах является постоянной.
- В Европе компенсация колеблется в диапазоне от 1000 до 6500 евро в зависимости от уровня токсичности выбросов автомобиля, - отмечает Олег Алферов. -Думаю, что, определяя размер премии, следует прежде всего опираться на среднюю стоимость автомобиля и уровень доходов в Казахстане. Сумма должна в достаточной мере мотивировать автовладельца к смене транспорта. В этом смысле цифра должна быть близка к российской.
К слову, в минувшем году в Казахстане было продано больше новых автомобилей, чем в Чехии, Финляндии или Португалии. По оценкам специалистов, в 2014-м прирост рынка не превысит 40% - по итогам года будет продано порядка 214-220 тысяч автомобилей. При этом более половины авто в прошлом году были приобретены в кредит. Некоторые эксперты выказывают опасения: через несколько лет клиенту может оказаться выгоднее вернуть залоговое авто банку, чем дальше погашать заем. Однако Олег Алферов не считает, что ситуацию можно считать столь драматичной. «Существует статистика удешевления новых автомобилей, - продолжает он. - Скажем, Lada за три года теряет 15% цены, UZ-Daewoo - 25%, Hyundai - 36%. Я намеренно привожу в пример наиболее продаваемые в Казахстане марки: на них приходится ровно половина казахстанских продаж. Даже если вы приобрели автомобиль без первоначального взноса и под 15%, вы в плюсе». «К тому же кредит - это возможность уже сегодня эксплуатировать новый автомобиль, - говорит Андрей Лаврентьев.
- Если мы обратимся к статистике, то окажется, что 70% всех займов являются успешными, 20% - рискованными и только 10%-проблемными».
НОВЫЙ «КОНЬ» ЛУЧШЕ СТАРЫХ ДВУХ
В 2014 ГОДУ КАЗАХСТАНСКИЕ АВТОДИЛЕРЫ НАЧНУТ МЕНЯТЬ СТАРЫЕ АВТО НА НОВЫЕ - НА РЫНКЕ ПОЯВИЛИСЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСЛУГИ TRADE-IN, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ СДАТЬ АВТОМОБИЛЬ б/у в счет покупки новой МАШИНЫ.
Trade-in уже давно работает по всему миру, в том числе и в России. В Казахстане ее активному распространению мешало законодательство, вынуждающее в этом случае платить 12% НДС дважды. В результате приходилось либо покупателю мириться с потерей части денег, либо автосалону надеяться продать машину по завышенной цене. Что ждет казахстанцев теперь, «Свобода Слова» решила узнать у экспертов.
Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ:
- Услуга trade-in оказывалась автоцентрами и ранее, однако были сложности из-за двойного налогообложения в виде НДС. Участники данной системы вынуждены были платить налог, когда продают автомобиль клиенту в автосалоне, и потом, когда покупают его обратно с целью продажи спустя некоторое время.
Поправки в закон вступили в силу с 1 января текущего года. Теперь НДС взимают с разницы между ценой покупки и ценой реализации авто, что станет отправной точкой для серьезного развития официального вторичного рынка. Нововведение непременно должно простимулировать к внедрению и использованию данной программы всех участников рынка.
Программа trade-in представляет собой инструмент для цивилизованной продажи автомобилей, сокращая возможности для обмана со стороны недобросовестных продавцов и покупателей. Потребителям предоставляется право достаточно быстро оставить имеющийся автомобиль и приобрести новый у официального дилера - основным взносом будет являться оценочная стоимость проданной б/у машины.
Конечно, не стоит ожидать, что все массово начнут пользоваться данной программой. Если официальные дилеры заинтересованы в развитии этой услуги, они должны привлекать потенциальных клиентов. Скорее всего, в первую очередь «трейд-ин» будет развиваться в крупных городах: Алматы, Астане, а регионы подключатся постепенно.
Это дополнительный инструмент для клиентов, желающих приобрести новый автомобиль. Любой желающий может прийти в автоцентр, где оказывают услугу trade-in, и предоставить свой автомобиль в качестве основного взноса за новый, выбранный из ассортимента автосалона. Б/у авто будут оценивать специалисты исходя из его технического состояния и спроса на рынке. Возможно обговорить и индивидуальные условия между дилером и продавцом. Клиенту будет озвучена стоимость заданный автомобиль, после чего он сможет принять окончательное решение. Если клиента все устраивает, далее следует юридическое оформление отношений -заключение договоров. Затем покупатель вносит оставшуюся сумму за новый автомобиль, если это необходимо, и становится собственником машины из автоцентра. Каждый автодилер ставит свои условия программы trade-in. Какие автомобили принимать, а какие нет, решает автодилер. Клиент может самостоятельно выбирать салон с выгодными для него условиями.
Генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь ПОТАПОВ:
- Поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют развивать «трейд-ин», только вступили в силу. С 2014 года при выкупе автомобиля у автовладельца НДС будет взиматься только с разницы между стоимостью покупки и реализации авто. Раньше налог взимался дважды с полной стоимости, а потому вопрос покупки и продажи автомобиля с пробегом решался, да и пока еще решается на автобарахолках.
Сегодня вторичный рынок автомобилей по объему сделок более чем в три раза превышает рынок новых авто. Это один из крупнейших секторов внутренней торговли. Теперь этот сегмент будет выведен из тени. Будут созданы новые рабочие места, связанные с цивилизованной куплей-продажей автомобилей с пробегом. В казну государства начнут поступать сборы от деятельности по комиссионной реализации авто. И что не менее важно - покупатели получат доступ к действительно удобной услуге.
До половины новых автомобилей во всем мире приобретается через механизм trade-in, и неслучайно. Вы избавляетесь от хлопот по самостоятельной продаже машины и получаете возможность обменять ее на новую в течение одного-двух дней. Снимаются юридические и финансовые риски, с которыми связана продажа авто своими силами. Аналогично и с покупкой поддержанного автомобиля. Приобретая машину с рук, вы не можете быть уверены даже в том, что она не заложена в банке. Обращаясь к дилеру, вы знаете, что даже техническое состояние автомобиля подверглось проверке. Кроме того, упрощается вопрос получения займа на покупку авто. Стоимость подержанного автотранспорта может быть зачтена в качестве первого взноса при покупке нового в кредит.
Наш холдинг уже в ближайшие месяцы предложит клиентам программу «трейд-ин». Сегодня предстоит подготовка регламента, обучение персонала, выделение дополнительных площадок под автомобили и многое другое. В масштабах 25 филиалов это довольно трудоемкая задача. С другой стороны, именно размеры нашей торговой сети обеспечат покупателям наиболее обширные возможности обмена и покупки автомобиля с пробегом - они получат выбор из сотен автомобилей по всей стране. Интересующий автомобиль будет оперативно доставлен покупателю, даже если пока находится в другом городе. Наши логистические возможности позволяют нам предлагать такой сервис. На первом этапе мы протестируем программу trade-in в Алматы и Усть-Каменогорске, но в перспективе она будет внедрена и в других городах.
Директор консалтинговой компании Qncepto Олег АЛФЕРОВ:
- Серьезного развития trade-in до недавнего времени получить не мог по причине несовершенства налогового законодательства. Конечно, существовали юридические схемы, которые помогали избежать уплаты НДС с полной стоимости автомобиля, но они не были удобны - ни клиенту, ни дилеру, ни налоговым органам. Рано или поздно двойное взимание НДС должно было быть отменено. В России это произошло в 2008 году, в Беларуси-в 2011-м.
Само появление услуги trade-in - свидетельство взросления рынка. Чаще всего она привлекает внимание дилеров в момент, когда остывает эйфория от роста продаж новых автомобилей. В Казахстане «трейд-ин» появился в этом смысле с опережением: сбыт новых авто в стране растет рекордными темпами. В прошлом году казахстанцы приобрели 164 тысячи автомобилей. Еще в 2012-м эта цифра была ниже 100 тысяч.
Однако рынок подержанных автомобилей значительно крупнее. На один зарегистрированный новый автомобиль приходится почти четыре б/у. Теперь у автовладельцев появится выбор: по привычке ехать на рынок или сменить автомобиль с помощью дилеров. Это касается и покупки автомобилей с пробегом. Часть клиентов заинтересована в продаже за короткий срок, без рисков столкнуться с криминалом и другими издержками. В особенности если речь идет об автовладельце, который намерен приобрести новый автомобиль.
Однако если стоимость выкупа и продажи, которую предложит дилер, будет слишком оторвана «от земли» и среднерыночной цены, у него просто не останется клиентов. Здесь работают естественные рыночные механизмы.
Большинство автомобилей на нашем рынке (52%, или 86 627) импортировано из сии, на втором Месте Японии (9%, или 14 314), на третьем - Узбекистан (8%, или 13 707). Наибольшей популярностью пользуются компактные автомобили класса В, на их долю приходится почти половина всех продаж (46,2%). Максимальный спрос можно наблюдать на машины стоимостью 10-15 тысяч долларов (около 30% рынка), следом идут автомобили дороже 30 тысяч (19%) и машины стоимостью от 15 до 20 тысяч долларов.
Свобода слова (Алматы), № 6 (450), 20.02.2014
/Асель Керей/